VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Городская повседневность российского провинциального города конца XVIII – первой половины XIX века (на материалах Смоленска)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011549
Тема: Городская повседневность российского провинциального города конца XVIII – первой половины XIX века (на материалах Смоленска)
Содержание
     Введение.
     Актуальность темы исследования объясняется следующими обстоятельствами. В последнее время, внимание исследователей привлекает изучение истории повседневности провинциальных городов. Повседневность городов является предметом изучения многих наук, таких как: социология, психология, лингвистика, философия и других.  Развитие социально-бытовой и хозяйственной сфер жизни, благоустройство города, культурное развитие провинции в данной сфере относятся к малоизученным историческим проблемам. Современные исследователи, изучающие урбанизацию города, от проблем государственно-политической истории, социально-экономической, истории культуры города обращаются к изучению истории городской повседневности. Но в основном эти исследования ограничиваются преимущественно столичными городами. 
     Каждая российская провинция конца XVIII – первой половины XIX в. имела свои отличительные особенности: географическое положение, природные условия, демографические и национальные факторы. Но что, несомненно, является актуальным для изучения на сегодняшний момент, это то как была организована деятельность местных и центральных властей, их взаимосвязь с общественным управлением, а также их деятельность в сфере экономики, просвещения, культуры, благоустройства провинциальных городов. Все эти стороны изучения истории провинциальных городов представляют значительный научный интерес в силу того, что являются малоизученными темами.
     Изучение истории повседневной провинциальной жизни малых городов Смоленской губернии, обусловлена научной значимостью темы и необходимостью применения новых подходов к изучению истории русского города. Смоленская губерния является пограничным регионом, что во многом оказало огромное влияние на социально-экономическое, культурное развитие всех сторон жизни в губернии. С учетом этих особенностей в данной работе, была изучена деятельность государственных и общественных учреждений народного образования и культуры, развитие ряда направлений культурно-просветительской деятельности в конце XVIII – первой половины XIX века.
     Степень изученности проблемы. Отечественная историография повседневности российских провинциальных городов конца XVIII – первой половины XIX века представлена общероссийскими и региональными работами. Эти исследования можно условно разделить на три этапа.
     Дореволюционный период (конец XIX – 1917 г.) – это было время изучения и накопления первых материалов по данной проблеме. В основном это были труды, которые носили описательный характер. В них собраны исторические, экономические, статистические описания Смоленской губернии, входят сведения о населении губернии, о развитии здравоохранения, образования, благоустройстве города, об учреждениях просвещения и культуры1. Также в дореволюционный период, исследователи пытались выявить и обобщить некоторые процессы развития провинциального города конца XVIII – первой половины XIX века. Ими были рассмотрены характеристики отдельных сторон и особенностей развития провинциального города в рассматриваемый период. Для нашего исследования наиболее важна дореволюционная литература о Смоленске, созданная современниками описываемых событий. К таким работам относятся История города Смоленска П. Никитина2 и дневник смоленского священника Н. Мурзакевича3. В работе И.И. Дитятина содержатся данные об устройстве и управлении городов Российской империи4. Григорьев В и Кизеветтер А.А., рассматривали реализацию реформы городского управления Екатерины II в губерниях Российской империи5. В работах дореволюционного периода, освещались проблемы развития образования и культуры в провинциальных городах в конце XVIII – первой половины XIX века6. К достоинствам работ дореволюционного периода можно отнести информативность, детальность изучения статистического материала. Но этим работам присущи и недостатки. К ним в первую очередь, следует отнести слабый анализ процессов социально-экономического, политического культурного развития российской провинции, отсутствие выводов, а также необъективный взгляд на происходящие процессы.
     С 1917 г. начинается новый этап исследования провинциальных городов Российской империи, продолжавшейся до 1980-х гг. В это время в отечественной историографии утвердились марксистско-ленинские оценки исторического процесса. В условиях нарастающей идеологизации в исторической науке количество работ по истории повседневности провинциальных городов уменьшилось, сузился круг изучаемых проблем, они рассматривались с классовых позиций7. В послевоенное время исследователи стали изучать более подробно социально-экономическое процессы, происходящие в провинциальных городах в конце XVIII – первой половине XIX века. Был накоплен значительный материал в этой области развития города, в частности в трудах Н.Г. Ерошкина8, К.Н. Сербиной9, П.Г. Рындзюнского10.
     С 1990-х гг. начался новый период в исследовании повседневности провинциальных городов конца XVIII — первой половины XIX вв. Для современных исследований характерна серьезная корректировка устоявшихся стереотипов, обращение к ранее не изучавшимся или слабо разработанным проблемам повседневности российских провинциальных городов. К таким исследованиям можно отнести работы Каменского А.В. о Бежецке, Миненко Н.А. и др. об уральском городе, Ястребова А.Е. о дореволюционных городах Поволжья и т.д.11. В работе А. Куприянова изучается городское самоуправление и городская культура русской провинции конца XVIII – первой половины XIX века, что имеет огромное значение для современных исследований12. А.В. Беловинский в своей работы исследует социальный состав и внешний вид русских городов13. 
     Представленные исследования по изучению истории повседневности провинциальных городов носят общероссийский масштаб, в основном написаны на материалах центральных архивов, охватывают более широкий период времени, поэтому данные по какому-либо региону либо вообще отсутствуют, либо носят фрагментарный характер.
     Региональную историографию также можно условно подразделить на 3 этапа. К дореволюционной региональной историографии относятся работы П.Никитина14, Н. Мурзакевича15, которые были написаны в конце XVIII - первой половине XIX вв. Среди работ, посвященных истории Смоленской губернии, созданных во второй половине XIX в., несомненно, заслуживают внимания статистических описания губернии, созданные А.Я.Соловьевым16 и М. Цебриковым17.
     В советской региональной историографии тема истории повседневности провинциальных городов затронута в работах Д.И.Будаева18, Г.Т.Рябкова19. В этих двух работах особый интерес у авторов вызывает социально-экономическая история крестьянства, но также затронуты вопросы культуры и просвещения разных сословий. 
     Что касается современной региональной историографии, то здесь в последнее время появилось много работ, затрагивающие тему нашего исследования. К ним можно отнести, работу Ф.А. Селезнева20, Е.В. Комлевой21, Д.А. Ананьева22. Что касается региональной историографии, посвященной изучению Смоленщины, то тут можно назвать работы Д.Е. Комарова, В. А. Прохорова и Ю.Н. Шорина, которые исследуют процессы развития городов Смоленщины – Вязьмы и Дорогобужа23. А также важное значение для региональной историографии занимает работа Никитиной Н.В. и Купченко К.В. - Повседневность малых городов Российской провинции конца XVIII – первой половины XIX века. (на материалах Смоленской губернии)24, в которой представлены результаты исследования повседневной жизни малых городов Смоленской губернии в XVIII – начале XX вв.
     Анализ научной литературы, посвященной истории повседневности российской провинции нам показал, что благодаря всем этим работам внесен значительный вклад в изучение данной темы, накоплен большой фактологический материал по отдельным сторонам повседневной жизни провинции. Однако до сих пор отсутствуют работы, в которых бы различные явления повседневной жизни провинции рассматривались в целом. Также можно сказать, что большинство исследований носит описательный характер, в них отсутствует анализ и критический взгляд на происходившие события. Поэтому данная тема, до сих пор открыта для исследований как общероссийского, так и регионального характера.
     Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные (архивные) материалы, которые можно разделить по видовой принадлежности.
     Во-первых, важной группой источников являются законодательные акты и нормативные документы. Для нашего исследования особую важность представляет Грамота на права и выгоды городам Российской империи25.
     Вторая группа источников — это документы делопроизводства местных органов власти. Особую важность представляют материалы канцелярии Смоленского губернатора, Смоленского губернского правления, которые хранятся в Государственном архиве Смоленской области. Для нас особую важность представляют архивные документы, которые хранятся в фонде 2 (Смоленское губернское правление), в этом фонде имеют важное значение для нашей работы такие документы как: Ведомость. Справочник изначально существующий на рабочий инструментный материал, в октябре составленный 1864 года по г. Смоленску; Резолюция Строительного Отделения. Смоленского Губернского Правления от 3 июня 1868г.; Акт по осмотру плац-парадного места около Смоленского памятника Отечественной войны 1812 года. Они опубликованы в ряде изданий ГАСО, а именно – Будни старого Смоленска 1829-1837 годы26, Смоленское разорение 1812 года. Документы Государственного архива Смоленской области. 1812-1820 годы 27.
     Третья группа представляет собой источники личного происхождения. Для нашей работы мы взяли дневник смоленского священника Н. Мурзакевича28 и записки П. Никитина о Смоленске29, а также опубликованные воспоминания Д. Сверчкова30  и П. Васильева31.
     Четвертую группу источников представляет местная периодическая печать: ежегодно издававшиеся «Памятные (Справочные) книжки Смоленской губернии» (1855-1916 гг.), газеты «Смоленские губернские новости» (1838-1917 гг.), «Смоленские епархиальные ведомости» (1865-1917 гг.).
     Данные архивные и опубликованные материалы являются хорошей источниковой базой для изучения повседневности российского провинциального города.
     Объектом исследования являются провинциальный город в Российской империи конца XVIII – первой половины XIX века.
     Предмет исследования – городская повседневность российского провинциального города конца XVIII – первой половины XIX века (на материалах Смоленска).
     Цель исследования заключается в комплексном изучении особенностей повседневности Смоленской губернии конца XVIII – первой половины XIX века.  Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить процесс формирования выборных органов местного самоуправления и роль горожан в этом процессе в Смоленской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века.
2. Рассмотреть важнейшие направления взаимодействия власти и общественной инициативы в развитии системы здравоохранения и социальной среды губернии. 
3. Показать роль органов городского управления при благоустройстве городской среды.
4. Определить основные направления деятельности государственных и общественных структур в области образования в Смоленской губернии.
5. Выявить особенности становления культурно-просветительных учреждений в Смоленской губернии.
6. Дать характеристику основных видов досуга и развлечений населения Смоленской губернии в конце XVIII – первой половине XIX в.
     Хронологические рамки охватывают период c конца XVIII века, как начало складывания социокультурного пространства российской провинции и продолжаются всю первую половину XIX века, до эпохи «Великих реформ» (1860-е гг.), когда наступает качественно новый период в развитии регионов Российской империи.
     Территориальные рамки исследования, определяются историческим и современным административно-территориальным положением Смоленской губернии. В исследование включены те административно-территориальные единицы, которые входили в состав губернии в конце XVIII - первой половине XIX вв. - часть калужских, тверских, брянских и белорусских земель. 
     Методологические основы. В работе использован системный подход, совокупность принципов комплексности, историзма, объективности, научности. В работе широко применялись конкретно-исторический, историко-сравнительный и статистический методы исторического исследования, позволившие установить основные этапы изучения повседневности российского провинциального города.







1. Социально-бытовое и хозяйственное развитие Смоленской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века.
1.1.  Выборные практики горожан Смоленской губернии.
     Конец XVIII – начало XIX века  отмечен многими преобразованиями в развитии провинциальных городов Российской империи. 1785 год отмечен важным событием, которое повлияло на развитие городского самоуправления в государстве – 21 апреля Екатерина II подписывает «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи».  
     На основе Жалованной грамоты в городах империи провозглашалось самоуправление, начали создаваться городские думы.  Население каждого города разделялось на 6 разрядов, что способствовало размытию сословных рамок в российском обществе. По новому закону было принято учредить: собрания «общества градского», общей городской думы и шестигласной думы (по числу разрядов населения города).  «Общество градское» состояло из всех лиц, проживавших в городе,  записанных в оклад, имеющих там недвижимую собственность или исполнявших городскую службу32. Получалось, что в собрание  входили все жители города без различия их категорий и имущественного положения.  Общество избирало всех должностных лиц города: голову, бурмистров и ратманов магистрата, судей словесного или торгового суда и других представителей. Но правом занимать выборные должности пользовались только лица, достигшие 25 лет и обладавшие капиталом не ниже 5 тысяч рублей33. 
     Заседание собрания городского общества было общедоступным, собиралось оно раз в 3 года по приказу губернатора. Голосование проходило в открытой форме путем баллотировки (подачи шаров)34. В голосовании не принимали участие женщины, а также отсутствующие не могли передать свой голос кому-либо на собрании. Собрание городского общества могло предъявлять губернатору требование по вопросам управления, но эти проекты должны были не противоречить существующим законам или носить противоправный характер. Если требования не удовлетворяли этим правилам, то за такие нарушения налагался денежный штраф, размером в 200 рублей и который передавался в Приказ общественного призрения. Также собрание рассматривало предложения генерал-губернатора или губернатора относительно «нужд и польз» города.
     Одной из важной функции собрания было составление городовой обывательской книги, которая состояла из 6 частей. В каждую часть вносились граждане, но в зависимости от их социального и имущественного положения. Обывательскую книгу составляли городской голова совместно с избранными депутатами в соответствии со списками, представленным старостами, внося туда только тех, кто представлял предусмотренные законом доказательства своего  городского состояния35. 
     Каждая семья могла быть записана в эту книга, но при этом она должна была внести в городскую казну определенную сумму (не выше ста рублей).  Городовая обывательская книга гарантировала сохранение за каждым гражданином города его статуса, положения и наследства. Жители города, которые были не вписаны, не являлись гражданами и не могли пользоваться привилегиями. В книгу заносились: инициалы гражданина, семейное положение, количество детей; наличие имущества: дом, земля, владение местом или строением. Обязательно указывалось, как все это было получено: самостоятельно, либо в наследство. Записывалось место жительство гражданина, характер его занятий, наличие служебных обязанностей, если были таковые.  
     В случае нарушения членами городского общества законов, к ним могли применяться меры дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения их из общества, но это не распространялось на личное преступление гражданина, которое не относилось к городскому обществу. 
     У градского общества имелся особый денежный фонд, формировавшийся за счет добровольных денежных взносов. Эти деньги могли направляться по усмотрению общества в различные сферы деятельности. Но характерно то, что общегородские дела, которые касались городского хозяйства, здравоохранения, образования, общественного призрения и др., не входили в круг обязанностей градского общества.  Этими проблемами занимались магистраты и ратуши, управы благочиния и Приказ общественного призрения.
     Для городского самоуправления были важны выборы, но должностные лица города избирались не из всех граждан, а исключительно из тех, кто обладал цензом не ниже 50 рублей дохода36. Это могло привести к тому, что города вообще могли оказаться без выборного городского правления, так как не все могли пройти этот имущественный ценз.  
     На выборах избирались гласные общей городской думы, это был распорядительный орган и состоял он из городовых обывателей, людей «занятых торгами, промыслами, ремеслами», этого было недостаточно, чтобы управлять всеми делами города. Поэтому, участники общей думы из своего состава избирали шестигласную думу. Это был исполнительный орган Общей думы. Заседания шестигласной думы проходили раз в неделю, но могли собираться чаще, если вопрос требовал немедленного решения. В городах Смоленской губернии органы городского управления были избраны в 1786 г37. Представляли органы городского управления в губернии, в основном городское купечество и мещанство. В уездных городах Смоленской губернии – существовало упрощенное самоуправление. В небольших городских поселениях, все дела по управлению были сосредоточены в лице так называемых городовых старост. Эти должности действовали в Гжатске, Красном, Ельне, Сычёвке, Юхнове38. 
     Городские органы самоуправления занимались решением таких вопросов, как: прокормление и содержание жителей города; соблюдение порядка в городе; обеспечение города необходимыми товарами; благоустройство города; финансирование губернии и др. Это был широкий круг вопросов, которые должна была решать дума, охватывавший почти все стороны общественно-хозяйственной жизни города. 
     В работе органов городского самоуправления существовали свои сословные противоречия, которые сильно сказывались на эффективности работы этих органов. Дворяне, которые жили в своих поместьях, редко приезжали в города и часто уклонялись от участия в управлении города, так как не всегда были заинтересованы в решении тех проблем и вопросов, которые находились в компетенции дум. Поэтому думы остались такими же купеческо-ремесленными учреждениями, какими были раньше магистрат и посадский сход39. Подводя итог, можно сказать, что общая дума фактически нигде не действовала. Вплоть до середины XIX века в Смоленской губернии действовали только шестигласные думы40.
     Отечественная война 1812 года принесла Смоленской губернии разорение и опустошение, многие города были заняты и оккупированы французскими войсками. В это время  появляется еще один институт управления – совет  комиссаров и их помощников, главной обязанностью которых было снабжение смоленского гарнизона провизией. Французы надеялись при помощи комиссаров найти опору в местном населении, но жители Смоленской губернии с ненавистью относились к завоевателям, поэтому отвергли все попытки сотрудничества с вражескими войсками. 
     После того как были изгнаны оккупанты, в городах Смоленской губернии были восстановлены прежние органы местного самоуправления. Но так же сохранился процесс избрания должностных лиц на основе имущественного ценза, что позволяло сохранять на протяжении долгого времени сословные противоречия в обществе. 
     Согласно городовому положению, городские думы в уездных городах Смоленской губернии были учреждены только к 1872 году. В это же время были введены всесословные органы городского управления в городах России41. С эти законом изменился процесс выборов, но по-прежнему сохранялся имущественный и возрастной ценз, голосовать могли только по достижении 25 лет, но при этом была небольшая оговорка. Голосовать могли и те, кто был моложе 25 лет, но при этом обязательно должны были обладать соответствующим имущественным цензом и даже тогда участвовали в выборах только через доверенных лиц. 
     Так же с этого времени изменяется процедура самих выборов. С 70-х годов голосование проходило закрытым образом, опусканием шаров, но уже разноцветных в специальный ящик. Белый шар означал согласие избирателя с кандидатурой кандидата, черный – отрицательный ответ42. Но такой способ проведения выборов был не особо удачным, так как легко можно было изменить число голов в пользу того или иного кандидата. К тому же, сами избиратели могли приносить с собой дополнительные шары, клали шары в разные ящики, что так же вело к неправильному подсчету голосов. Нередко в таких ящиках для выборов, находили посторонние предметы, избиратели могли положить туда все что угодно, кроме шаров для голосования. Таким образом, они выражали свое негативное отношения к выборам или к тем или иным кандидатурам. 
     Таким образом, в конце XVIII – первой половине XIX века, в Смоленской губернии удалось сформировать выборные органы местного самоуправления, но они являлись не бессословными, как должно было быть согласно городской реформе, а приняли ярко обозначенный сословно-представительный характер, который был выражен в преобладании торгово-промышленных слоев, в органах городского самоуправления.
     
1.2. Развитие медицины и социальной среды в Смоленской губернии.
     Правление Екатерины II сопровождалось развитием всех сфер общественной жизни в Российской империи. Императрица понимала, что для укрепления государства, необходимо улучшить условия существования в губерниях и провинциальных городах. 
     Правительство всегда старалась оказывать социальную поддержку населению, но активно эта сфера начала действовать именно во времена Екатерины Великой, которая реализовывала принципы, еще заложенные Петром I. До указа 1775 года «Об учреждениях для управления губерниями», в соответствии с которым по всей империи должны были появиться специальные учреждения, которые занимались устройством народных школ, больниц, сиротских приютов, императрица вела подготовительную работу. В 1767 году появился Воспитательный дом и учреждения для психически больных. 
     С Указом 1775 года по всей территории империи появляются приказы общественного призрения, которые занимались развитием социальной сферы, образования и медицины. В Смоленске приказ общественного призрения появился в 1781, тогда же императрица определила Смоленскому приказу 15 тысяч рублей. Развитие социальной среды в Смоленской губернии требовало больших сумм, поэтому в приказ поступали денежные средства из различных структур: из присутственных мест, доходы от операций приказов, а также благотворительных пожертвования от частных лиц. Финансовое положение приказа оставляло желать лучшего, денежных средств категорически не хватало. Наблюдалось снижение доходов в Смоленском приказе, но при этом постоянно увеличивались расходы на содержание богоугодных заведений, воспитательных домов и медицинских учреждений, а это в свою очередь влияло на качество оказываемой помощи населению губернии.  При учреждении приказов общественного призрения должны были соблюдаться принципы: благотворительные организации должны были быть самостоятельными, необходимо было привлекать местное население к их управлению и которые снабжали эти организации денежными средствами. Все эти принципы должны были помочь обратить внимание населения и правительства к нуждающемуся населению. Но помимо приказов организацией этих сторон общественного развития занимались и органы городского управления и самоуправления, но для них это составляло лишь одну их множества других задач, которых им приходилось решать.
          Одной из форм социального призрения в малых городах российское провинции конца XVIII – первой половины XIX века было развитие медицины. Целостная система учреждений здравоохранения активно начала создаваться в правление Екатерины II. Согласно губернской реформе 1775 г. на Смоленский приказ общественного призрения, возлагалась забота о медицинских учреждениях. Появляются такие должности как доктор, лекарь, подлекари и лекарские ученики.  
     В конце XVIII века городские больницы были созданы в большинстве уездных городов Смоленской губернии (кроме Красного, Юхнова и Ельни)43. Средства на их содержание выделялись приказами общественного призрения и городскими думами. В 1797 г. создаются органы медицинского надзора на местах – врачебные управы. Врачи управ объезжали города и села, проверяли санитарное состояние, предлагали свои рекомендации по улучшению работы учреждений здравоохранений. В состав врачебной управы Смоленской губернии на момент открытия входили инспектор, оператор и два врача.
     В таких городах Смоленской губернии как Рославль, Дорогобуж, Гжатск, Белый больницы появились в конце XVIII века. В Красном городская больница открылась в 1824, в Сычевке – в 1825 г. А вот в Юхнове и Ельне первые больницы появились только во второй половине XIX века. Они были выстроены на окраинах города, это предусматривалось по санитарным соображениям. В стенах больницы получали лечение горожане, офицеры, арестанты, а также крепостные крестьяне помещиков. На содержание больницы и жалование врачам и служителям Смоленский приказ выделял определенную сумму на одну треть года, но эти деньги часто доходили с большой задержкой, и поэтому служителям больниц приходилось брать в долг лекарства для лечения. Жалование врачей также было очень маленьким, в первой половине XIX века оно составляло 784 руб. в год, лекарские ученики (старший и младший) получали 198 руб. и 148 руб. 50 коп., столько же составляло жалованье повивальной бабки44, поэтому с трудом находились высококвалифицированные специалисты для учреждений здравоохранения.
     Вообще проблемы, которые испытывало область здравоохранения в конце XVIII - первой половине XIX века, схожи с современными трудностями: плохое финансирование, отсутствие хороших помещений, медикаментов, инструментов и медицинского инвентаря. Больницы были рассчитаны на маленькое количество людей, поэтому часто они были переполнены. Смертность, особенно в период эпидемии было очень высокой (10-15 %).  Конечно же, все эти вопросы стремились разрешить, но часто они затягивались до неопределенного времени. 
     Деятельность провинциальных врачей была весьма разносторонней. Кроме лечения больных, врачи должны были заниматься оспопрививанием младенцев, составлением медико-топографических ведомостей, доставлять в Смоленскую врачебную управу свидетельства о смерти населения, освидетельствовать рекрутов о годности к службе, давать заключения о потерпевших для земского суда. Но главная их задача состояла в лечении больных горожан, оказывать помощь и лечить раненых солдат. 
     У каждого врача было по два лекарских ученика, которые помогали лечить всех больных. Также в малых городах Смоленской губернии в 1820-х гг. работала повивальная бабка. В городах Смоленской губернии существовали и вольнопрактикующие врачи. Чтобы оказывать помощь больным, они должны были обязательно сдать экзамен и получить свидетельство на право врачебной практики, хотя не все сдавали экзамен и получали свидетельство и поэтому работали незаконно. 
     Провинциальным врачам в это время приходилось бороться с различного рода суевериями, неправильным лечением и знахарством45. Известно, что в некоторых деревнях до сих пор занимались кровопусканием, отказывались от прививок против оспы, что могло предотвратить распространение эпидемии. 
     Социальная деятельность органов городского общественного управления в конце XVIII – первой половине XIX века в основном проходила в виде государственных мероприятий в области здравоохранения. Местные власти городов Смоленской губернии взяли на себя обязанности по развитию медицинского обслуживания, и можно сказать успешно ее осуществляли. Но в полной мере эту программу реализовать не удалось, и на то были причины: плохое финансирование, слабость развития инфраструктуры, отдаленность уездов, низкое экономическое состояние провинции.
     Важным направлением в социальной сфере являлась поддержка социально не защищенных групп населения. На основании указа Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Об учреждениях для управления губерниями», в Смоленской губернии начинается реализация политики социального призрения. Так в Смоленске, было учреждена богадельня на 150 человек. Осуществлялось финансирование этой богадельни органами общественного призрения. Благодаря приказам богадельни сохранились и после Отечественной войны 1812 года и продолжали учреждаться. Так к 1820 году в Смоленске было организовано 8 богаделен. 
     По этой же реформе Екатерины II при Верхнем Земском суде должны были созданы специальные органы – Дворянская опека, которая занималась попечением о малолетних сиротах дворянского звания и Городовой сиротский суд, который заботился о вдовах и детях купеческих и мещанских семей, оставшихся круглыми сиротами. 
     Лев Васильевич Третьяковский, как только вступил на должность Смоленского губернатора, выступил с предложением создания в Смоленске особого заведения для воспитания и содержания дворянских сирот. Но это предложение не было поддержано правительственными вышестоящими кругами, и сиротский приют так и не был создан. Но в 1803 г. вышел указ министра внутренних дел В.П. Кочубея, согласно которому в Смоленске был учрежден Воспитательный дом для малолетних сирот всех сословий. В документах Смоленского приказа того времени Воспитательный дом упоминается как военно-сиротское отделение. В Воспитательный дом поступали подкидыши, в военно-сиротские отделения – дети военных. Из того что часто воспитательные дома приравнивались к военно-сиротским отделениям, повсеместно возникала путница при наборе воспитанников. Часто дети военных оказывались в воспитательных домах, а дети других сословий в военно-сиротских отделениях. На содержание  дома приказ общественного призрения отпускал 2234 рубля 23 копейки в год, а Эммануил Богданович Мего, содержатель Смоленской вольной аптеки поставлял воспитанникам лекарственные препараты46. В 1808 году в приюте на содержании находилось 54 ребенка. Девочек обучали грамоте, чтению, письму и учили шить, мальчиков также обучали грамоте и арифметике, но в дальнейшем их передавали в Военно-сиротское отделение, которое появилось в Смоленске в 1798 году. Воспитанники получали образование и профессию, которые помогали в будущем устроить свою жизнь. Некоторые воспитанники обучались даже в приходских и уездных училищах. Для более лучшего устроения будущей жизни воспитанников было предложено разделить детей на 2 группы: способных к изучению наук и тех, кто неспособен был постигать науку. Первая группа воспитанников должна была продолжить образование, а вот те, кто попал во вторую группу, получали определенную профессию и становились работниками. Приказы общественного призрения обязательно должны были посылать отчеты в министерство внутренних дел. В отчетах указывалось общее количество воспитанников,   их численность в каждой группе, какое они получают образование, и какая работа их ждет в дальнейшем. В дальнейшем в детских домах были открыты классы для более углубленного изучения предметов, что помогало воспитанникам поступать в высшие учебные заведения. Для получения профессии воспитанники могли передаваться на обучение к частным лицам. Известно, что Иван Сытин, который владел в Смоленске типографией, взял к себе на полное содержание за счет его денежных средств воспитанников, которые обучались там навыкам работы на типографии. 
     В 1828 году правительство пришло к выводу, что создание воспитательных домов при приказах общественного презрения дело бесполезное требующее очень больших расходов, поэтому было решено, больше не создавать воспитательных домов, а всех воспитанников распределить между семьями, которые примут их на добровольной основе и обучат навыкам ремесла или профессии. В 1834 году Воспитательный дом при Смоленском приказе общественного призрения был закрыт. 
     В 1846 г. в Смоленске появился Сиротский приют, который был создан по инициативе супруги Смоленского генерал-губернатора А.М. Голицына, княгини Софьи Петровны Голицыной, которая являлась активной попечительницей приюта.  Княгиня организовала сбор пожертвований в пользу приюта, и на это предложение откликнулись многие жители города. Вот что по этому поводу пишет П. Никитин: «При первом объявлении княгиней учредить детский приют смоляне откликнулись с полной готовностью содействовать благому делу, так что приношения благотворителей в самое короткое время не только дали возможность приступить к открытию приюта, но и обеспечить существование его в будущем на прочных основаниях»47.  Члены Попечительского совета заботились об увеличении сбора средств на содержание приюта путем устройства «нескольких благородных собраний» и концерта, в котором дворянство города представляло «живые картинки»48. На эти средства, которые были собраны благодаря княгини Голицыной, был вначале куплен деревянный дом для приюта. Затем он был перенесен в каменный дом, который также был пожертвован частными лицами – семьей Сысоевых, но этот дом находился далеко от центра, что было неудобно, и поэтому приют переехал. И с 1853 г. приют располагался на Большой Дворянской улице (ныне ул. Глинки) между Молоховской площадью и Блонье в «собственном каменном двухэтажном здании»49. В Смоленском приюте воспитанники, всего их было 52, из них 42 воспитанника были сиротами, и 10 приходящими детьми, получали питание и обучались грамоте.  Но дом Сысоевых ну пустовал, после переезда приюта там располагалось холерное отделение Смоленского военного госпиталя, в котором заботились о больных холерой и чахоткой.
     Открытие детского приюта княгиней Голицыной было отмечено супругой Николая I Александрой Федоровной, которая писала ей о том, что она совершила подвиг в этом своем деянии. И действительно, надо сказать, что княгиня Голицына, своим примером, оказала большое влияние на развитие благотворительности в Смоленске. Подражая ее примеру, многие влиятельные лица города делали пожертвования и не маленькие. Благодаря взносам открывались лечебницы, приюты и богадельни. 
      Можно сказать, что конец XVIII – начало XIX века – это был начальный период в развитии социальной сферы в Смоленской губернии. Только начинали появляться благотворительные учреждения, больницы и поэтому органы городского самоуправления не смогли в полной мере обеспечить потребность в благотворительности и им приходилось обращаться в этой сфере к частным лицам и коммерческим организациям.
     Проблемы, которые существовали в области здравоохранения и полностью решить не удалось. Этому способствовали некоторые причины: слабо развитая инфраструктура, отсутствие хороших дорог, отдаленность некоторых уездов от главных транспортных коммуникаций.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.